Об авторе
Учусь в 7-а классе школы № 3. Профессионально занимаюсь музыкой.
«В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия…»:
Эссе о Царскосельском лицее
Небольшой каменный флигель, связанный с Екатерининским дворцом трёхпролётной аркой, обрёл таинственную силу, которая заставляет людей проделывать порой долгий и нелёгкий путь, чтобы попасть в Царское Село, в Императорский лицей.
В этом месте навсегда начало Х1Х века. Сюда, в тихий зелёный городок с двумя дворцами, окружёнными роскошными парками-садами, 12 августа 1811 года приехал Василий Львович Пушкин с двенадцатилетним племянником Александром Пушкиным. Стены дома помнят живого, курчавого, быстроглазого мальчика, взбегающего по старинной лестнице в лицейский зал, в двубортной курточке из синего драпа, с красным воротничком и золочёными пуговицами, в треуголке с пером, в белых панталонах в обтяжку и сапогах.
Вспоминаем и мы, проходя по лицейскому парадному залу, с большими окнами, зеркалами в золочёных рамах, с украшенным живописью потолком и облицованными под розовый мрамор стенами, торжественные дни в жизни поэта.
День открытия лицея – колыбели юной поэзии Пушкина – неоднократно будет воспет им в его произведениях. Здесь, в Парадном зале, 8 января 1815 года проходили открытые переводные экзамены. Остановимся у картины И.Е.Репина, которая увековечила встречу двух поэтов. Один, Державин, был очень стар, другой, Пушкин, - очень юн. Один уже уходил из жизни, другой стоял на её пороге. Тогда к пятнадцатилетнему поэту пришла слава:
"Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил".
В этом же Парадном зале 9 июня 1817 года Пушкин и его товарищи прощались с лицеем. Смело и уверенно поднимался лицеист Александр Пушкин на лицейский Парнас.
Рядом с залом – Газетная комната, где пожелтевшие страницы журналов «Вестник Европы» и «Сын Отечества» до сих пор помнят прикосновения пальцев трёх друзей, засиживавшихся здесь чаще всех: Пушкина, Дельвига и Кюхельбекера. Из этих окон лицеисты провожали завистливыми взглядами уходивших по Садовой улице на войну с Наполеоном гвардейские полки.
А в учебном классе, как и прежде, стоят расположенные амфитеатром шесть полуциркульных столов по пять мест в каждом. Где сидел Пушкин на каком предмете, сейчас можно только гадать – лишь на уроках по российской словесности он неизменно занимал первую парту. В атмосфере учебного класса, полного воздуха и света, до сих пор витают пламенные речи А.П.Куницына, философские размышления А.И.Галича, лингвистические теории Д.И. де Будри.
На четвёртом этаже комнаты воспитанников с табличками их обитателей напоминают нам о задушевных ночных беседах через перегородку, о весёлом распитии гоголь-моголя, об ошибочном поцелуе влюблённого в Наталью Кочубей Пушкина. Обстановка «кельи» освежает в памяти переживания, страдания и мучения молодого горячего юноши, не всегда одерживающего верх над своими эмоциями.
Комната Пушкина – с видом на Царскосельский дворец. Вокруг парк. Перед глазами оживают картины прошлого: пешие прогулки лицеистов, звуки полкового оркестра, зимнее катание на прудах на коньках, купание в прудах летом. Здесь, в Розовом саду, служители вытаскивали рыдавшего беднягу Кюхлю, сбежавшего из лазарета после вылитой им тарелки супа на голову неудачно пошутившего Павла Мясоедова.
Ответьте, кряжистые вязы,
Столетние душистые цветы,
Вы помните глаза горящие
Небесной, дивной чистоты?
Ответьте, вековые ясени,
Могучие, гигантские дубы,
Вы помните те волосы курчавые
И африканские черты?
Ответьте, клёны разноцветные,
Давно ли было? В октябре?
Мальчишки, юные, задорные,
В снежки играли во дворе.
А помните ли встречи с Катенькой,
Закат багряный у реки,
Как Пушкин в дневнике украдкою
Ей посвятил свои стихи?
За 32 года существования это учебное заведение окончат 286 человек. Через 26 лет лицей из Царского Села переведут в Петербург, а пристройку к дворцу будут использовать как жилой дом. А через 138 лет флигель на Садовой улице заживёт второй жизнью: в дни празднования 150-летия со дня рождения А.С.Пушкина здесь откроется мемориальный музей «Лицей». Сюда вернутся драгоценные реликвии, связанные с именем великого поэта.
В начале ХХ века при входе в лицейский сад установят бронзовый памятник Пушкину-лицеисту. Поэт задумчиво смотрит вдаль. Садово-парковая скульптура Р.Р.Баха передает темперамент поэта: складки одежды подчеркивают порывистость характера; находящаяся в спиральном развороте фигура, кажется, через мгновение сменится на бурный порыв чувств. Таким, наверное, видел себя сам Пушкин.
Комментарии