|
Субботний марафон. |
Выставка "Самозвери. Подражай животным". | ЧУМ - Музей круга и квадрата |
Выставка как всегда порадовала обилием новых книг, интереснейших встреч, мастер – классов, обсуждений, а удивила - огромным количеством посетителей, в том числе и детей. После 14 часов к стендам издательств невозможно было протиснуться, не пустовали и многочисленные площадки для встреч и семинаров. Почетным гостем ярмарки на сей раз была Франция. Это чувствовалось сразу при входе в главный зал, где располагалась большая экспозиция «Кафе книг», и по обилию мероприятий, связанных с французской литературой.
Кафе книг. |
Хотя, что касается детской литературы, здесь явно преобладали скандинавские писатели. Во-первых, гостем ярмарки стал знаменитый шведский автор У. Старк, который предстал перед нами и как писатель, и как сценарист. Издательства «Самокат» и «Мир Детства Медиа» организовали часовой бенефис У. Старка, во время которого писатель рассказал о себе, представил свои книги, ответил на многочисленные вопросы собравшихся и провёл автограф-сессию. А вечером был показан фильм «Цацики, мамаша и полицейский», снятый по сценарию Старка, пред началом которого писатель подробно рассказал о том, как пишутся сценарии и о своем опыте их написания. Жаль, что у меня не было времени досмотреть фильм до конца, думаю, что это было захватывающее зрелище.
Во-вторых, одновременно с бенефисом, этажом выше в детской зоне семинаров шла встреча с ещё одним шведским писателем - М. Санденом и презентация его книги о подростках «Анна Д’Арк» (изд-во «ОГИ»). На эту встречу пришли человек двадцать 8-9-классников. Было очень интересно, ребята задавали массу вопросов о книгах автора и вообще о шведской литературе для подростков, о том, как писать книги и что для этого нужно. Надо сказать, что М. Санден (р. 1962) практически неизвестен в России, роман об Анне – первая его книга, переведенная на русский язык. По образованию Санден социальный психолог, кроме того, он - музыкант, играет на гитаре и саксофоне, в молодости пел в группе «Band Hand Bolen», пишет тексты песен для Евровидения. Но, конечно, в первую очередь, М. Санден – детский писатель, автор романов для подростков и детских детективов о близнецах Петрини, весьма популярных в Швеции. Во время встречи издательство ОГИ провело опрос по теме «Почему современные подростки мало читают и что нужно сделать, чтобы они читали?» По мнению ребят не читают подростки из-за Интернета, а также отсутствия интересных книг о своих сверстниках, поэтому, поскольку невозможно отключить Интернет, для того, чтобы подростки читали, нужно издавать меньше фантастики, а больше «реальных» книг с героями-сверстниками и хорошими иллюстрациями и рассказывать о «реальных» проблемах подросткового возраста. Вот так-то, товарищи взрослые!
Бенефис У. Старка. | Встреча с М. Санденом. |
В-третьих, сразу после бенефиса я отправилась на встречу с молодой звездой норвежской детской литературы Марией Парр, которую наши читатели знают по замечательной книжке «Вафельное сердце». Очаровательная Мария представляла свою новую повесть – «Тоня Глиммердал» (издательство «Самокат») и совершенно неподражаемо читала самые веселые эпизоды из этой книги. И хотя в зале едва ли кто-то понимал по-норвежски, смеялись все, настолько это было непосредственно и артистично. Мария охотно отвечала на вопросы взрослых и детей, а вопросов было немало: и о книгах, и о положении детей в Норвегии, и об взаимоотношениях детей и взрослых в норвежских семьях, и о планах на будущее, и о том, о каких детях она пишет – сегодняшних или детях своего детства. Оказалось, что, хотя писательница изо всех сил старается писать о современных детях, по сути получается, что она пишет о своем детстве. Впрочем, добавила Мария, основополагающее не время, а то, как ты ощущаешь себя ребенком, это – главное.
Встреча с М. Парр. |
Во время коротких перерывов между мероприятиями я пробежалась по зоне мастер - классов и с удовольствием обнаружила, что везде – полный аншлаг. Многолюдно было и в творческих мастерских «ЧУМ - Музея», и в зале мастер-классов, которые проводили наши и французские мастера. Здесь можно было и рисовать, и мастерить, и даже поучиться технике изготовления гравюры.
Зона мастер - классов. | Зона мастер - классов. |
А ещё, к своей большой радости, я попала на автограф - сессию легендарной Ю. Мориц и художника-иллюстратора Е. Антоненкова, организованную издательством "Время", где совсем недавно вышла новая книга Ю. Мориц "Крыша ехала домой".
Автограф - сессия Ю. Мориц и Е. Антоненкова. |
В завершение этого насыщенного дня я побывала на замечательном историческом сторителлинге «Поиски прошлого в частной памяти». Коротко о проекте: Это совместная акция детской программы Non/Fiction, общества «Мемориал» и шведского форума «Живая История». В рамках акции московские подростки встречаются с представителями старшего поколения и вместе с ними готовят рассказ о личной истории свидетелей ушедшей эпохи. В работе сторителлеров обязательно принимает участие юный оператор-документалист, который работает над своим фильмом об истории одной жизни.
Ну, а нам была представлена драматическая история московского десятиклассника В. Кантовского, арестованного в марте 1941 года за то, что он и его друзья пытались добиться реабилитации любимого учителя истории, осужденного по доносу. После ареста в жизни юноши из московской интеллигентной семьи было все самое страшное: тюрьма, допросы, пересылки, лагеря, потом страшный военный штрафбат, тяжелейшее ранение, госпиталя и после короткой передышки снова лагерь, откуда он вышел только в 1951 году. Рассказывал эту историю сам ее герой – Владимир Кристапович Кантовский, уже очень пожилой человек, а помогали ему двое старшеклассников. Владимир Кристапович неоднократно подчеркивал, что он родился в рубашке, но, я думаю, правы были ребята, когда говорили о том, что поразило их в этой судьбе: несмотря на самые безнадежные обстоятельства В.К. действовал и не сдавался. И, несмотря на все трудности и испытания эта жизнь получилась настоящей, той, за которую не стыдно ни перед собой, ни перед людьми. Замечательно, что активными участниками и творцами этого сторителлинга наряду с его главным героем стали современные подростки. Соприкосновение с живой, а не экранной и книжной (хотя, кто спорит, это тоже важно и нужно) историей наверняка стало для них событием!
Исторический сторителлинг. Рассказывает В.К. Кантовский. |
Исторический сторителлинг. Рассказывают ребята. |
Уже на выходе из ЦДХ я обнаружила кулинарный non/fiction, где к большому удовольствию достаточно многочисленной публики в режиме nonstop шло приготовление и дегустация блюд кухонь разных стран, готовили, кстати, шеф-повара известных московских ресторанов. И все это действо проходило в рамках презентации нового журнала «Первое, второе, третье».
Кулинарный non/fiction. |
Вот так завершился мой субботний марафон. Конечно, очень многое не удалось посмотреть, очень жалею, что не попала на программу «10 минут о ценностях» («О своих жизненных ценностях рассказывают известные писатели»), на детские философские семинары, на лекцию И. Волгина в рамках «Открытых уроков литературы» и т.д. Увы!, за недостатком средств удалось купить только несколько книжек из тех интересных новинок, которые приготовили для выставки замечательные издательства: "Самокат", "Розовый жираф", "КомпасГид", "Мещеряков" и др. Но нельзя объять необъятное! В целом, я очень довольна. Виват, non/fiction!
Кстати, уже известно, что в 2011 году выставка будет проходить с 30 ноября по 4 декабря. Более подробную информацию о non/fiction можно получить на сайте выставки.