|
"Загадки Конька – Горбунка":
письменная викторина по сказке П.П. Ершова.
Вопросы и ответы.
I. «Говори, да правду только»:
- Чем кобылица отблагодарила Ивана?
- Родила ему двух златогривых коней и Конька - Горбунка.
- По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец?
- Никто, кроме Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых Иван продал царю.
- Что за чудо-огонёк увидели братья в поле?
- Перо Жар - птицы.
- Как звали братьев Ивана?
- Данила и Гаврила.
- За какую цену Иван продал златогривых коней?
- 10 шапок серебра и ещё 5 рублей.
- Кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине?
- Царский спальник, из зависти, так как Иван занял его место.
- За что был наказан рыба-кит?
- За то, что проглотил 3 десятка кораблей.
- Где лежал перстень Царь-девицы?
- На дне морском в красном сундучке.
- Что было в трёх котлах, в которых купались Иван и царь?
- Вода студёная, вода варёная и молоко, вскипячённое ключом.
II. Выбери правильный ответ и подчеркни его:
- Сколько сказок написал П.П. Ершов?
- Где родился П.П. Ершов?
- В Москве;
- В Петербурге;
- В Сибири.
- Какой срок царь дал Ивану, чтобы он добыл жар-птицу?
- 3 дня;
- 3недели;
- 3 месяца.
- Какого цвета были златогривые кони, сыновья кобылицы?
- Белого;
- Вороного;
- Серого.
- Сколько раз в году Царь-девица сходила с «окияна» на землю?
- Кто нашёл сундучок с перстнем Царь-девицы?
- Сколько лет рыба-кит не мог получить прощение?
III. Старинные слова. Объясни значение подчёркнутых старинных слов:
- «Гости! Лавки отпирайте,
Покупайте, продавайте!» (Гости - купцы, торговцы.)
- «Тут Иван с печи слезает,
Малахай свой надевает.» (Малахай - широкая одежда без пояса.)
- «Вот неделей через пять
Начал спальник примечать.» (Спальник - придворный, состоящий при великом князе или царе для личных услуг.)
- «Вот люблю дружка Ванюшу,
Взвеселил мою ты душу,
И на радости такой -
Будь же царский стремянной!» (Стремянной - придворный, стоящий у царского стремени при выезде царя.)
- «Царь кричит на весь базар:
«Ахти, батюшки, пожар!
Эй, решёточных сзывайте!
Заливайте, заливайте!» (Решёточные - пожарные.)
- «Постой немножко,
Прикажи сперва окошко
В почивальне затворить…» (Почивальня - спальня.)
IV. Хитрые вопросики:
- Какого роста был Конёк-Горбунок (в современных мерах длины)?
- 13,35 см, так как он ростом 3 вершка, а 1 вершок = 4,45 см
- Назови любимое занятие Ивана.
- Петь и спать.
- Сколько лет было царю?
- 70.
- Какого цвета была златогривая кобылица?
- Белая ("как зимний снег, бела.")
- Сколько лет было Царь-девице?
- 15.
- Как звали отца Ивана?
- Пётр.
- Назови мать и брата Царь-девицы
- Месяц/Луна - мать, Солнце - брат.
V. Чьи это слова?
- Всю я ноченьку не спал;
На моё ж притом несчастье
Было страшное ненастье!
Дождь вот так ливмя и лил… (Старшего брата Данилы.)
- Ну, Иван, - ему сказала -
Коль сумел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть. (Кобылицы.)
- Я с повинной головою,
Царь, явился пред тобою,
Не вели меня казнить,
Прикажи мне говорить. (Спальника.)
- Но, сказать тебе по дружбе,
Это – службишка, не служба. (Конька - Горбунка.)
- Коль себя не пожалеешь,
Ты опять помолодеешь. (Царь - девицы.)
- Будьте милостивы, братцы,
Дайте чуточку подраться. (Ерша.)
VI. Подумай и ответь: Вопросы и самые интересные ответы наших читателей.
- Как ты считаешь, какие качества помогли Ивану справиться со всеми заданиями и стать царём?
Доброта, смелость, умение признавать свои ошибки, умение прощать (братьев, кобылицу), откровенность, бескорыстие, забота о других, умение дружить (Горышнева Тамара, 3 кл.); хитрость, остроумность, ловкость, смелость, стремление к цели (Рождественская Катя, 5 кл.); упорство, находчивость (Миклина Катя, 5 кл.); ум, потому что Иван на самом деле был умным (Семкиева Майя, 5 кл.); страх (Коршунова Даниэла, 5 кл.); неунывание, житейский ум (Жуковская Люда, 4 кл.); смекалка (Авдеенков Володя, 5кл.); проворство (Тихомирова Вика, 4 кл.); шустрость, смышлёность(Коктева Вика, 5 кл.).
- Чем тебе нравится (или не нравится) Конёк-Горбунок?
Нравится тем, что он: добрый, умный, бескорыстный, хороший друг, прощает Ивана, радуется за него, утешает в беде, всегда помогает (Горышнева Тамара, 3 кл.); всегда выручает своего хозяина (Миклина Катя, 5 кл.); преданный и верный (Коршунова Даниэла, 5 кл.); всегда помогает своему другу и хочет, чтобы он стал царём (Гасанова Сабина, 5 кл.); симпатичный, маленького роста и этим он помог Ивану в решении задачек царя (Рождественская Катя, 5 кл.); преданный друг (Сальникова Ульяна, 4 кл.); маленький, но резвый, с золотой гривой, чёрненький. (Тихомирова Вика, 4 кл.).
- Похожа ли сказка о Коньке-Горбунке на русские народные сказки? Если да, то чем именно похожа?
Большинство участников викторины решили, что похожа, а именно: Началом и концом (Рождественская Катя, Миклина Катя, Авдеенков Володя); тем, что добро в сказке побеждает зло (Горышнева Тамара, Гасанова Сабина, Коршунова Даниэла, Жуковская Люда, Авдеенков Володя); троекратными повторами: 3 котла, 3 брата, 3 коня, 3 испытания (Горышнева Тамара, Рождественская Катя, Жуковская Люда); тем, что в ней действуют волшебные герои и вещи, Иван - младший брат и как бы дурак, но он главный герой, хороший человек и в конце награждён за доброту, смелость и честность (Горышнева Тамара, 3кл.).
|
|
|
|
Победители и участники викторины. |
|
|
|
|
|
Желаем дальнейших успехов!!!
|
|
|