Хикикомори (хиккикомори, хиккомори, хикки) – это целая прослойка молодых людей (от подростков до тридцатилетних), которые годами сидят дома, не выходя на улицу, они не работают, не учатся, круглые сутки проводят за компьютером (большая часть) или иным увлечением. Сейчас таких людей около миллиона в одной только Японии (собственно, и сам термин – японский), есть они в США и Европе. В этих странах имеются целые программы реабилитации хикикомори, но, к сожалению, они не очень помогают. Несколько лет назад это явление накрыло и Россию. В Рунете появились сообщества и форумы хикки. Что же каждый из нас, родителей может сделать, чтобы его чадо не пополнило армию хикикомори? Ведь, как известно, все начинается с детства.
Четкие рекомендации на этот счет дает известный семейный психолог Е. Мурашова. Вот, что она пишет в своей новой книге «Утешный мир»:
«Я не знаю (и никто, кажется, толком не знает), что делать с теми, которые уже «сидят». Но у меня есть очень четкие представления о профилактике:
- до четырех лет (наглядно-действенное мышление) лучше не давать ребёнку ни планшет, ни компьютер. Пусть играет с кубиками, куклами, машинками и прочими предметами. Обязательно – ролевые игры с созданием миров. Он должен практически знать, что разные миры бывают не только в компьютере;
- после четырёх лет и прочие компьютерные действия строго дозируются родителями. Хочется подчеркнуть для тех, кто говорит, что у ребёнка компьютер «трудно отобрать»: компьютер (планшет) у маленького ребенка не ОТБИРАЮТ, его ему ДАЮТ. Дают родители на строго определённое ими и известное ребёнку время. То есть компьютер дозируется так же, как дозируются конфеты, прогулки во дворе, мороженое и т.д.;
- у подрастающего ребёнка обязательно должны быть полноценные миры, кроме школы. Мир кружка, студии, дворовый мир, мир походов с родителями на байдарках, мир общения с животными, мир семейных досугов с настольными играми и так далее;
- родители не должны сами все свободное время проводить в инете. Всем известно, что дети – имитаторы;
- с детьми нужно разговаривать о чувствах и отношениях между людьми и показывать им, как люди общаются в реале (брать их в гости, в походы, на выезды, устраивать вечеринки, застолья, если сумеете, домашний театр, игры в футбол и волейбол во дворе и прочее).
Если все это проделать, есть значительная вероятность, что ваш ребёнок хикикомори не вырастет». (Е. Мурашова. Утешный мир. – М.: Самокат, 2016. – с. 153).
Кстати, в этой книге много и другого, неожиданного, ценного, полезного. Очень советуем прочитать!
Книга есть на младшем абонементе нашей библиотеки.