Главная О библиотеке Мы выписываем Мероприятия Конкурсы Новинки
Прочти! Книга - супер! Наш вернисаж Родителям Полезные ссылки Контакты Форум
Наши конкурсы

Конкурс Лидеры чтения Клуб летнего чтения Конкурсы рисунков Отряд библиотечных тимуровцев Литературное творчество читателей Библиотечные приколы

12 Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction - 2010:
Субботний марафон.

Начало декабря ознаменовалось крупным событием в книжном мире. С 1 по 5 декабря в Москве, в Центральном Доме Художника проходила 12 Международная выставка интеллектуальной литературы non/fiction. В этом году я не попала на открытие ярмарки, но зато побывала там в самый «детский» день – в субботу, 4 декабря.

Детские мероприятия ярмарки, как и в прошлом году, проходили на 3 этаже, на площадке «Территория познания», состоящей из нескольких сообщающихся между собой залов. Здесь находились и детская зона семинаров, и детские мастер – классы, и замечательные выставки. А их было несколько и одна лучше другой: интерактивная выставка, посвященная созданной еще в 20-е годы прошлого века книге А. Родченко и С. Третьякова «Самозвери. Подражай животным», выставка рисунков известного французского иллюстратора Т. Унгерера, Чум – Музей Круга и Квадрата (по книге детского писателя и исследователя Гренландии Й. Риэля) с творческими мастерскими, выставка дипломных работ студентов московских художественных вызов и творческих мастерских под названием «Будущие книги». А ещё все детские залы были объединены общей инсталляцией «Живой лес» с причудливыми деревьями и сказочными птицами.

Самозвери. Подражай животным. ЧУМ - Музей.
Выставка "Самозвери. Подражай животным". ЧУМ - Музей круга и квадрата

Выставка как всегда порадовала обилием новых книг, интереснейших встреч, мастер – классов, обсуждений, а удивила - огромным количеством посетителей, в том числе и детей. После 14 часов к стендам издательств невозможно было протиснуться, не пустовали и многочисленные площадки для встреч и семинаров. Почетным гостем ярмарки на сей раз была Франция. Это чувствовалось сразу при входе в главный зал, где располагалась большая экспозиция «Кафе книг», и по обилию мероприятий, связанных с французской литературой.

Кафе книг.
Кафе книг.

Хотя, что касается детской литературы, здесь явно преобладали скандинавские писатели. Во-первых, гостем ярмарки стал знаменитый шведский автор У. Старк, который предстал перед нами и как писатель, и как сценарист. Издательства «Самокат» и «Мир Детства Медиа» организовали часовой бенефис У. Старка, во время которого писатель рассказал о себе, представил свои книги, ответил на многочисленные вопросы собравшихся и провёл автограф-сессию. А вечером был показан фильм «Цацики, мамаша и полицейский», снятый по сценарию Старка, пред началом которого писатель подробно рассказал о том, как пишутся сценарии и о своем опыте их написания. Жаль, что у меня не было времени досмотреть фильм до конца, думаю, что это было захватывающее зрелище.

Во-вторых, одновременно с бенефисом, этажом выше в детской зоне семинаров шла встреча с ещё одним шведским писателем - М. Санденом и презентация его книги о подростках «Анна Д’Арк» (изд-во «ОГИ»). На эту встречу пришли человек двадцать 8-9-классников. Было очень интересно, ребята задавали массу вопросов о книгах автора и вообще о шведской литературе для подростков, о том, как писать книги и что для этого нужно. Надо сказать, что М. Санден (р. 1962) практически неизвестен в России, роман об Анне – первая его книга, переведенная на русский язык. По образованию Санден социальный психолог, кроме того, он - музыкант, играет на гитаре и саксофоне, в молодости пел в группе «Band Hand Bolen», пишет тексты песен для Евровидения. Но, конечно, в первую очередь, М. Санден – детский писатель, автор романов для подростков и детских детективов о близнецах Петрини, весьма популярных в Швеции. Во время встречи издательство ОГИ провело опрос по теме «Почему современные подростки мало читают и что нужно сделать, чтобы они читали?» По мнению ребят не читают подростки из-за Интернета, а также отсутствия интересных книг о своих сверстниках, поэтому, поскольку невозможно отключить Интернет, для того, чтобы подростки читали, нужно издавать меньше фантастики, а больше «реальных» книг с героями-сверстниками и хорошими иллюстрациями и рассказывать о «реальных» проблемах подросткового возраста. Вот так-то, товарищи взрослые!

Бенефис у. Старка Встреча с М. Санденом.
Бенефис У. Старка. Встреча с М. Санденом.

В-третьих, сразу после бенефиса я отправилась на встречу с молодой звездой норвежской детской литературы Марией Парр, которую наши читатели знают по замечательной книжке «Вафельное сердце». Очаровательная Мария представляла свою новую повесть – «Тоня Глиммердал» (издательство «Самокат») и совершенно неподражаемо читала самые веселые эпизоды из этой книги. И хотя в зале едва ли кто-то понимал по-норвежски, смеялись все, настолько это было непосредственно и артистично. Мария охотно отвечала на вопросы взрослых и детей, а вопросов было немало: и о книгах, и о положении детей в Норвегии, и об взаимоотношениях детей и взрослых в норвежских семьях, и о планах на будущее, и о том, о каких детях она пишет – сегодняшних или детях своего детства. Оказалось, что, хотя писательница изо всех сил старается писать о современных детях, по сути получается, что она пишет о своем детстве. Впрочем, добавила Мария, основополагающее не время, а то, как ты ощущаешь себя ребенком, это – главное.

Встреча с М. Парр.
Встреча с М. Парр.

Во время коротких перерывов между мероприятиями я пробежалась по зоне мастер - классов и с удовольствием обнаружила, что везде – полный аншлаг. Многолюдно было и в творческих мастерских «ЧУМ - Музея», и в зале мастер-классов, которые проводили наши и французские мастера. Здесь можно было и рисовать, и мастерить, и даже поучиться технике изготовления гравюры.

Зона мастер - классов Зона мастер - классов.
Зона мастер - классов. Зона мастер - классов.

А ещё, к своей большой радости, я попала на автограф - сессию легендарной Ю. Мориц и художника-иллюстратора Е. Антоненкова, организованную издательством "Время", где совсем недавно вышла новая книга Ю. Мориц "Крыша ехала домой".

Автограф - сессия Ю. Мориц и Е. Антоненкова.
Автограф - сессия Ю. Мориц и Е. Антоненкова.

В завершение этого насыщенного дня я побывала на замечательном историческом сторителлинге «Поиски прошлого в частной памяти». Коротко о проекте: Это совместная акция детской программы Non/Fiction, общества «Мемориал» и шведского форума «Живая История». В рамках акции московские подростки встречаются с представителями старшего поколения и вместе с ними готовят рассказ о личной истории свидетелей ушедшей эпохи. В работе сторителлеров обязательно принимает участие юный оператор-документалист, который работает над своим фильмом об истории одной жизни.

Ну, а нам была представлена драматическая история московского десятиклассника В. Кантовского, арестованного в марте 1941 года за то, что он и его друзья пытались добиться реабилитации любимого учителя истории, осужденного по доносу. После ареста в жизни юноши из московской интеллигентной семьи было все самое страшное: тюрьма, допросы, пересылки, лагеря, потом страшный военный штрафбат, тяжелейшее ранение, госпиталя и после короткой передышки снова лагерь, откуда он вышел только в 1951 году. Рассказывал эту историю сам ее герой – Владимир Кристапович Кантовский, уже очень пожилой человек, а помогали ему двое старшеклассников. Владимир Кристапович неоднократно подчеркивал, что он родился в рубашке, но, я думаю, правы были ребята, когда говорили о том, что поразило их в этой судьбе: несмотря на самые безнадежные обстоятельства В.К. действовал и не сдавался. И, несмотря на все трудности и испытания эта жизнь получилась настоящей, той, за которую не стыдно ни перед собой, ни перед людьми. Замечательно, что активными участниками и творцами этого сторителлинга наряду с его главным героем стали современные подростки. Соприкосновение с живой, а не экранной и книжной (хотя, кто спорит, это тоже важно и нужно) историей наверняка стало для них событием!

Исторический сторителлинг. Исторический сторителлинг.
Исторический сторителлинг.
Рассказывает В.К. Кантовский.
Исторический сторителлинг.
Рассказывают ребята.

Уже на выходе из ЦДХ я обнаружила кулинарный non/fiction, где к большому удовольствию достаточно многочисленной публики в режиме nonstop шло приготовление и дегустация блюд кухонь разных стран, готовили, кстати, шеф-повара известных московских ресторанов. И все это действо проходило в рамках презентации нового журнала «Первое, второе, третье».

Кулинарный non/fiction.
Кулинарный non/fiction.

Вот так завершился мой субботний марафон. Конечно, очень многое не удалось посмотреть, очень жалею, что не попала на программу «10 минут о ценностях» («О своих жизненных ценностях рассказывают известные писатели»), на детские философские семинары, на лекцию И. Волгина в рамках «Открытых уроков литературы» и т.д. Увы!, за недостатком средств удалось купить только несколько книжек из тех интересных новинок, которые приготовили для выставки замечательные издательства: "Самокат", "Розовый жираф", "КомпасГид", "Мещеряков" и др. Но нельзя объять необъятное! В целом, я очень довольна. Виват, non/fiction!

ЦДХ: 12 non/fiction.

Кстати, уже известно, что в 2011 году выставка будет проходить с 30 ноября по 4 декабря. Более подробную информацию о non/fiction можно получить на сайте выставки.


Rambler's Top100 Каталог детских ресурсов 
             KINDER.RU Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz